Galya (pomidorinka) wrote,
Galya
pomidorinka

Categories:

"Некоторые вещи в жизни они просто не желают видеть"

Оригинал взят у morinen в "Некоторые вещи в жизни они просто не желают видеть"
Второе видео проекта The Michael Jackson Academia, посвященное разбору исторических цитат в песне "They Don't Care About Us". Не знаю, что за люди стоят за этой инициативой, но это один из редких случаев, когда за проект, начатый поклонниками в поддержку Майкла, я просто снимаю шляпу. Они молодцы.



В 90-е годы музыкальные видео Майкла запрещали, песни цензурировали. И хотя в его творчестве явно прослеживалась тема борьбы за права черных, ее не хотели слышать, заглушая смысл песен надуманными скандалами. К сожалению, сейчас на его родине отголоски этого отношения все еще чувствуются. Хотя некоторые научные сообщества, занимающиея расовыми вопросами, начали обсуждать вклад Джексона в решение социальных проблем, критики в мейнстриме по-прежнему предпочитают не замечать эту тему. При обсуждении новых релизов внимание, как правило, заостряется на каверах ранних вещей, или же с ними проводятся сравнения, а работу Майкла после альбома Bad принято считать неудачной и недостойной рассмотрения. Ее нередко прямо называют "эгоистичным нытьем". То есть его социальная позиция остается "невидимой" для мейнстрима. Поэтому мне бы хотелось, чтобы эти видеоролики увидели все.

Пожалуйста, перепостите этот материал в другие форумы и группы. Для людей, плохо знакомых с американской историей, эти аллюзии в творчестве Майкла не очевидны, а фанаты должны их знать и должны отвечать на заявления вроде "Он хотел стать белым" аргументированно. Положение черной расы в мире и в частности в Америке - это тема, бывшая для Майкла одной из ключевых. И отражение его позиции в его работах понимать нужно.


Перевод видео:

«Майкл становится политически зрелым, и Майкл хочет использовать свою политическую зрелость и свое состояние, чтобы помочь своим людям. Но некоторые на высоких должностях боятся направления, в котором идет Майкл: “Давайте лишим его состояния, лишим его славы, сделаем его изгоем, а затем бросим обратно в руки его людей”».
– Луис Фаррахан, общественный деятель, лидер «Нации Ислама», 1994

Часть II

После событий 1993 года карьера Майкла находилась в состоянии свободного падения: ему угрожали лишение свободы, наследия и места в истории. И именно этот момент он выбрал для того, чтобы выразить гнев и раздражение, вызванные многочисленными ложными обвинениями, нацеленными на него, его музыку и фильмы. Если предыдущая работа Джексона отражала его политические воззрения и принадлежность лишь косвенно, проект HIStory: Past, Present and Future, Book I гораздо более прямолинеен.

«Предельное мерило ценности человека — не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий».
– Мартин Лютер Кинг


The Michael Jackson Academia Project представляет:

«Некоторые вещи в жизни они просто не желают видеть»


«I am a victim of police brutality» («Я - жертва полицейской жестокости»)

Существенная часть текста песни Джексона «They Don't Care About Us», выпущенной синглом в 1996 году, вдохновлена речью доктора Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Как заявлял сам Джексон (защищаясь от обвинений в антисемитизме за использование слов «Jew me, Sue me, Kick me, Kike me»), текст песни повествует о «страданиях в результате предрассудков и ненависти». Когда Джексон поет о себе «Я - жертва полицейской жестокости», он на самом деле ссылается на слова доктора Кинга: «Мы не можем быть удовлетворены, пока негры остаются жертвами не поддающихся описанию полицейских жестокостей». В песне упоминается и сам доктор Кинг наряду с бывшим американским президентом Франклином Д. Рузвельтом, который указом постановил, что правительство США обязуется не нанимать людей по признаку расы, цвета кожи, вероисповедания или национальности.


«Я невидим, поймите,  просто потому, что люди отказываются меня видеть».
- Ральф Эллисон «Невидимый человек»


Джексон обнаруживает свое знание американской исторической литературы, спрашивая прямо: «Am I invisible? Because you ignore me!»(«Я невидим? Ведь вы игнорируете меня!») Эти строки - ссылка на признанный литературный шедевр Ральфа Эллисона «Невидимый человек», - вышедший в 1952 году. Новелла была написана, как выразился писатель Виктор ЛаВалл, с целью «показать прекрасную, хаотичную сложность одного черного американца – и, как обобщение, всех черных американских мужчин». Эллисон считал, что черные (которых Джексон называет «мы») – невидимы, потому что белые (у Джексона «они») отказываются их «видеть». Эта позиция привела Эллисона к сотрудничеству с доктором Кингом, которого он всецело уважал и поддерживал. Главный герой новеллы пытается вести жизнь примерного черного гражданина, но низведен до существования в подземной дыре. Он верит, что невидим для американского общества.

В близком окружении Джексона называли «невидимым человеком» еще 80-е. После того, как при невероятном успехе альбома Off The Wall его обошли вниманием на Грэмии в 1980 году, приближенные Джексона рассказывали: «Этот случай обидел Майкла, но и преподал ему урок. Можно быть величайшим черным артистом в истории, но для большей части музыкальной индустрии и СМИ ты останешься невидимым человеком».

Джексон был «невидим» для читателей журнала «Rolling Stone» во времена грандиозного успеха альбома Off the Wall, так как его фото отказались размещать на обложке. Он, как и черные артисты в целом, все еще считался «невидимым» во времена образования MTV. Почти через два года после появления MTV критик Джон О'Коннор заметил в колонке «New York Times»: «Канал MTV, что интересно, кажется, настроен вернуть черных музыкантов к статусу “невидимых людей”». Если Элвиса Пресли медийные издания с радостью награждали титулом Короля, Джексону в «Black or White» «пришлось сказать» вымышленному изданию «Saturday Sun», что он Король Поп-музыки и «непревзойденный». (На самом деле, он говорит как раз обратное: «I had to tell them I ain’t second to none» – «Мне пришлось объяснить им, что я не какой-то особенный», т.е. проповедует равенство, но общий посыл остается верен. – прим. перев.)


«Your Proclamation promised me free liberty» («Ваша Прокламация обещала мне свободу»)

Джексон далее упоминает американскую Прокламацию 1863 года об освобождении рабов, заявляя: «Ваша Прокламация обещала мне свободу». Доктор Кинг сослался на Прокламацию в начале речи «У меня есть мечта», сказав: «Этот исторический указ стал великим маяком надежды для миллионов черных рабов, опаленных пламенем испепеляющей несправедливости». Говоря «Прокламация обещала мне свободу», Джексон ставит себя в один ряд с черным рабом. И если в 91-м его Черная Пантера рычала на Джорджа Вашингтона за подписание Акта о Натурализации (закона 1790 года, исключавшего черных из американского гражданства), теперь Джексон сам рычит на американскую власть за то, что она, по выражению доктора Кинга, оказалась не в состоянии «выплатить по векселю положенное ее цветным гражданам».


«I am here to remind you» («Я здесь, чтобы напомнить вам»)

Джексон снял два короткометражных фильма на песню «They Don't Care About Us». Действие более известного фильма происходит в Бразилии. Выбор места действия для фильма так же радикален, как и текстовое содержание произведения:

«На самом деле, видео снималось в Largo do Pelourinho – том самом месте, где сотни лет назад хозяева секли и пытали рабов, – отсюда и название «Pelourinho» («Позорный столб»). Olodum – этнический музыкальный ансамбль, представленный в видео, – сознательно выбрал местом своей штаб-квартиры Pelourinho, дабы черпать из отрицательной энергии пролитой рабской крови силу для борьбы за черное равенство и власть».
Правина Шукла, Brazzil.com, «Сердце Баии»

Таким образом, Джексон уравнивает себя в тексте песни с «черным рабом», а затем выбирает для съемок короткометражного фильма район Бразилии, где может «черпать из отрицательной энергии пролитой рабской крови силу для борьбы за черное равенство и власть». По словам доктора наук Сильвии Мартин, как песня, так фильм являются «художественным актом почтения и протеста».

В одежде Джексон выбирает символические цвета Olodum и неоднократно на протяжении видео отдает честь салютом «Черной Силы» - радикальный уход от образа человека, который получал миллионы за рекламу Pepsi, стараясь при этом ни разу не попасть в кадр с банкой Pepsi в руке. Здесь он носит цвета Olodum с гордостью. И каждый цвет по-своему символичен.

«Творческое использование символов группой Olodum лучше всего выражается в их цветовой гамме. Каждый цвет имеет символическое значение: зеленый олицетворяет зеленые леса Африки; ярко-красный - символ людской крови, пролитой за века страданий во времена рабства; желтый является цветом золота, процветания; черный - цвет и гордость людей, тогда как белый символизирует мир на Земле. Вместе эти цвета символичны для африканской диаспоры...»
– Стюарт Клегг, «Ритм Святых»


«Some things in life they just don't want to see» («Некоторые вещи в жизни они просто не желают видеть»)

Когда Джексону придется перезаписать якобы антисемитскую лирику, и второй короткометражный фильм к «They Don't Care About Us» будет запрещен телеканалами мира, слова  «Некоторые вещи в жизни они просто не желают видеть» окажутся пророческими. Автор и кинокритик Армонд Уайт позже скажет о том, почему СМИ беспрестанно принижали работу Джексона:

«Ответ простой и единственный: расизм. Сегодня мало кто в мейнстриме готов это признать, но Джеймс Браун, Джеймс Балдвин, доктор Кинг, Малкольм Икс, Майлс Дэвис, Сэмми Дэвис-младший, Марлон Брандо, Элизабет Тейлор и Ральф Эллисон знали это. Майкл Джексон - в той же династии. Мы говорим об артисте, но в то же время имеем дело с политикой. Черный артист в Америке всегда сталкивается с сопротивлением сверху со стороны по-прежнему предвзятой структуры власти, действующей из глубоко укоренившихся основ. Об этом не говорится и часто это выдается за “мораль” или “вкус”, но в конечном итоге это просто превосходство белой расы».
- Интервью Лорен Трейнор с Армондом Уайтом, автором книги «Keep Moving: The Michael Jackson Chronicles»

Действие второго короткометражного фильма, также снятого Спайком Ли, разворачивается в американской тюрьме – месте, остающимся для многих афроамериканцев более вероятной перспективой, чем обучение в колледже или университете. «Тюремная» версия фильма «They Don't Care About Us» предваряется разъяснительным замечанием, явно дающим понять намерения Джексона:

«Этот фильм иллюстрирует потребность в надежде среди несправедливостей человека к человеку и потребность в молитве, которая бы объединила людей против ненависти, наблюдаемой в мире на протяжении времен. Это не стремление принизить или выделить какую-либо расу или религию, но попытка пробудить разум и дух во всех нас».

Это замечание снова вызывает в памяти слова доктора Кинга. В то время как Кинг обращается к черным лидерам: «Со стороны черных лидеров нужно сознательное усилие пробудить своих людей», Джексон отвечает заявлением, что его фильм – «попытка пробудить разум и дух во всех нас». В то время как Кинг жалуется на «бесчеловечность человека к человеку», Джексон предлагает свой фильм как «надежду среди несправедливостей человека к человеку».

Фильм начинается с кадров избиения полицией Родни Кинга, послужившего поводом к восстаниям в Лос-Анджелесе в 1992 году. (Джон Лэндис говорил, что Джексон затронул эту тему еще в яростной сцене в конце фильма «Black or White».) По ходу видео Джексон снова демонстрирует свое отвращение к Ку-клукс-клану, на этот раз ставя правоохранительные органы в один ряд с группой расовой ненависти: кадры с офицерами полиции наложены на съемки символичного горящего распятия Клана. И хотя начинается фильм с того, как черный мужчина, съежившись, повинуется полицейским дубинкам, заканчивается он тем, что правоохранительные органы поджимают хвост, а Джексон, чернокожий мужчина, стоит гордо в центе тюремного зала с поднятым кулаком.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments